Среда, 24.04.2024, 19:48
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Статьи » Странички логопеда

Формирование сложного предложения

Формирование сложного предложения (сложноподчиненного и сложносочиненного)

Когда дети научатся правильно составлять простые предложе­ния с однородными членами, рекомендуется перейти к обучению их составлять разные виды сложного предложения. Логопедиче­ская работа над сложным предложением начинается со сложносо­чиненного предложения, а затем переходят к сложноподчиненному.

При обучении детей правильному синтаксическому и граммати­ческому построению сложного предложения хорошо использовать вопросо-ответную форму речи, а поэтому на первых этапах работы от детей требуется только проговаривание второй части сложного предложения, которая является ответом на поставленный вопрос.

(Логопед. «Почему мишка сидит такой грустный?» Ребенок. «Потому, что он устал».)

В дальнейшем сложное предложение проговаривается все цели­ком. Необходимо следить за правильным синтаксическим и грам­матическим оформлением всего предложения и особенно его подчи­нительной части, так как в придаточном предложении дети опускают то вторую часть союза, то подлежащее.

Задание 1. Научить детей составлять сложносочиненные предложения с противительным союзом а.

При составлении сложносочиненных предложений дол­жны использовать разнообразный картинный материал, демонстра­ции наглядных действий.

Задание 2. Научить детей составлять предложения, из которых первое предложение начинается словом сначала, а второе предложе­ние начинается словами а потом.        

Примерный   лексический   материал: Сначала надо разобрать постель, а потом лечь спать. Сначала надо вымыть ноги, а потом идти спать. Сначала надо почистить зубы, а потом умыть лицо. Сначала надо вымыть посуду, а потом ее вытереть. Сначала надо надеть пальто, а потом варежки. Сначала надо нарисовать дом, а потом его раскрасить.                                                 Подобрать пары сюжетных картин примерно такого со­держания: девочка стелет кровать — девочка спит; мальчик умы­вается — мальчик вытирается; дети сидят за столами и едят -дети моют посуду; женщина стирает белье — женщина развешивает белье и т. д. Ребенку предлагается сказать, что делает мальчик (девочка) сначала, а что потом. Можно начать фразу, а ребенок ее закончит, например: «Вова сначала моет ру­ки, а потом их...»

 

Игровые   приемы   к   заданию

«Все наоборот». Заранее готовить и раскладывать на столе необходимые предметы, которые можно использовать в игре: расческу, ножницы, полотенце, нож, постельные принадлежности, посуду, одежду и т. д. Один ребенок — водящий — по заданию ло­гопеда выполняет два действия, но в обратном порядке, напри­мер, ребенок садится за стол непричесанным, кушает, а потом до­стает расческу и начинает расчесываться. Дети должны уловить ошибку в последовательности изображенных действий, исправить ее и рассказать, что надо делать сначала, а что потом.

 

«Что сначала, что потом». Дети садятся в кружок, выбирают водящих. Водящие выбирают предметы, с которыми они будут выполнять действия, а дети должны угадать, что будут де­лать водящие.

Задание дается следующее: один из водящих говорит, что он будет делать сначала, а остальные дети должны догадаться и ска­зать, что он будет делать потом. Например, стоит мальчик в шубе и говорит: «Сначала я расстегну шубу, а потом...» «Ты ее снимешь»,— добавляют дети. Девочка держит в руках половник и тарелку и говорит: «Сна­чала я налью суп, а потом...» «Ты будешь его есть», —добавляют дети.

 

«Угадай, где ошибка». Логопед, а затем и сами дети состав­ляют предложения, спутав при этом последовательность действий. Например, логопед говорит: «Сначала я съем кашу, а потом сварю кашу». Или: «Сначала я прочитаю книгу, а потом куплю кни­гу» и т. д.

Остальные дети должны найти ошибку и исправить ее.

 

Задание 3. Научить детей составлять предложения с разделительным

союзом или.                             

 

Игровые приемы

«Сам не знаю, что буду делать». На столе выставлены различ­ные предметы для игр (сачок, бубен, карандаш, бумага, прыгалки, куклы, флажки, коляска, совочек, формочки). Каждый из детей, ознакомившись с этими игрушками, выбирает себе две из них. При этом каждый должен рассказать, что он собирается делать. Например, вызванный ребенок выбрал мяч и сачок. Он говорит: «У меня мяч и сачок. Я буду или играть в мяч, или ловить бабочку сачком». Другой ребенок говорит: «Я взяла ведро с формочками и куклу с коляской. Я буду делать куличики из песочка или катать куклу в коляске». Далее предлагают детям либо выбрать одну игрушку, либо сказать, что ребенок будет делать сначала, а что потом.

 

«Или-или». Дети проговаривают и стараются запомнить все предметы, разложенные на столе. Все закрывают глаза, а водящий в это время берет предметы со стола и выходит. Логопед просит детей открыть глаза, внимательно посмотреть, какие предметы исчезли, и догадаться, что за дверью делает водящий. Ответы детей (в зависимости от исчезнувших пред­метов) могут быть разными: «Вова рисует или лепит из пластили­на...»

Аналогичная работа проводится и с другими предметами. Эта игра всегда вызывает интерес у детей, она воспитывает внимание, память и учит анализировать и делать простейшие обобщения.

 

Задание 4. Научить детей грамматически правильно отвечать на вопрос почему?

Примерный   лексический   материал: Мама взяла зонтик, потому что на улице шел дождь. У Вовы заболело горло, потому что он ел снег. Девочка заплакала, потому что упала и ушибла ногу. Дети легли спать, потому что было уже поздно. И т. д.                                             

Игровой   прием

«Скажи, почему ты выбрал(а) эту игрушку?» На столе лежат различные игрушки: мяч, прыгалки, сачок, кукла и т. п. Ребенок выбирает игрушку и отвечает на вопрос другого, почему он ее вы­брал, например: «Я взял (выбрал) сачок, потому что хочу ловить бабочек»; «Я взяла куклу, потому что она мне понравилась».

 

Задание 5. Научить детей правильно строить сложноподчиненные предло­жения, в которых главным предложением является оборот речи я хочу, а подчи­ненным — выражение желания через союз чтобы + им. пад. существительного + согласованный глагол + зависимый от глагола падеж.                                                                                                                  

 

Игровой   прием

«А что ты хочешь?» Дети приносят свои любимые игрушки и раскладывают на столе. Потом все садятся в полукруг и по вызову логопеда дают друг другу задания в такой форме:

Я хочу, чтобы Вова взял мяч и играл в футбол.

Я хочу, чтобы Саша взял клюшку и играл в хоккей.

Я хочу, чтобы Лена взяла коляску и катала в ней куклу.

Вызванный ребенок берет нужный предмет и отвечает, почему он его взял. Например:

Я взял клюшку, чтобы, играть в хоккей.

Я взял мяч, чтобы играть в футбол.

Я взял сачок, чтобы ловить бабочек.

Я взяла коляску, чтобы катать куклу в коляске.

Задание 6. Научить детей элементарно передавать чужую речь с помощью союза что и придаточного предложения из двух-трех слов.                                                                    

Игровой   прием

«Что тебе сказали по телефону?» Логопед или кто-либо из детей просит по телефону (шепотом) своего товарища о чем-либо или сообщает что-то ему в форме простого предложения из 3— 4 слов, например: «Вова, принеси мне книгу» или: «Сегодня плохая погода». Тот, кому «звонили» по телефону, должен громко ответить, что ему сказали, например: «Коля сказал, чтобы я принес книгу. Он сказал, что сегодня плохая погода».

Категория: Странички логопеда | Добавил: ласточка (07.04.2015)
Просмотров: 3829 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]