Среда, 17.10.2018, 17:09
Вы вошли как Гость | Группа "Гости"Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Статьи » Странички логопеда

Требования к культуре речи воспитателя

Требования к культуре речи воспитателя

Дети каждой возрастной группы общаются со своим воспитателем в хозяйственно-бытовой и трудовой деятельности. Он организует их игры, говорит с ними на всех занятиях, предусмотренных программой, знакомит с речью авторов художественных произведений во время чтения. Следовательно, развивающий потенциал речевой среды в дошкольном учреждении целиком зависит от качества речи воспитателя.

Для воспитателя детского сада владение образцовой речью - это показатель его профессиональной подготовленности. Поэтому забота о совершенствовании своей речи - нравственный и общественный долг каждого будущего педагога. Он обязан развить в себе совершенное владение теми речевыми навыками, которые потом передаст детям.

Культурой речи называют ее правильность, т.е. соответствие нормам орфоэпии, грамматики, лексики, стилистики, правописания, установленным традицией для литературного языка.

Недостатки культуры речи проявляются в том, что:

  1. человек неправильно произносит звуки в словах: вместо (што) говорит (что), вместо (вада) говорит (вода), вместо (смишново) говорит (смешного), т.е. произносит слова так, как они пишутся;
  2. неправильно строит словосочетания: например, говорит «оплачиваю за проезд» (вместо оплачиваю проезд или плачу за проезд), «описываю о впечатлениях» (вместо описываю впечатления или пишу о впечатлениях),

3)   придает словам неправильный смысл: например, слово сокрушенно (печально) употребляет в значении «сокрушительно» (сильно), слову причудливый (вычурный) придает значение «чудесный»;

4) неуместно употребляет слова, грамматические формы, интонацию: может вставить просторечное слово в официальную речь или книжное слово в интимную, может говорить крикливым или капризным, визгливым тоном, употреблять снисходительные или грубые интонации в разговоре с детьми, говорить тихо, быстро и неотчетливо, выступая перед собранием, и т.д.

Обладать культурой речи - значит не только понимать значение всех элементов языка (слов, корней, приставок, суффиксов, окончаний, различных типов предложений, интонации), но и помнить, как принято ими пользоваться в литературной речи. Культура речи каждого отдельного человека зависит от того, насколько развито у него чувство языка, или языковое чутье.

Высшей культурой речи называют обладание чувством стиля. Поэтому будущие педагоги должны иметь хотя бы общее представление о стилях литературного языка.

Когда человек общается с близкими, знакомыми людьми в быту, его речь имеет черты разговорного стиля; в общественной жизни он говорит иначе, пользуясь уже речью книжного стиля, его разновидностями (научной, публицистической, поэтической, деловой речью).

В работе с детьми дошкольного возраста представление о стиле речи должно соотноситься прежде всего с представлением о речевом этикете, требующем и определенного поведения говорящих (такие качества личности, как вежливость, уважительность, скромность, предупредительность, доброжелательность, собственное достоинство, проявляются в определенном речевом поведении). В свою очередь, совершенствование стилистического чутья ребенка является основным средством его эстетического воспитания.

Воспитатель обязан не только интуитивно владеть чувством стиля, но и уметь осознанно анализировать языковые средства, с помощью которых создается определенный стиль, т.е. он должен иметь соответствующие знания в области лингвистики. Это поможет и при отборе необходимого дидактического материала, на котором он будет развивать языковое чутье у детей.

Разнообразная стилистическая дифференциация речи обеспечивается синонимией языка: лексической {жилище - дом - квартира - жилплощадь - пристанище - приют - угол - гнездо - крыша над головой - обитель - кров -жилье); грамматической (идти полем - по полю - через поле; идущий - который идет; красивее - более красивый); фонологической (одну и ту же фразу, например Садитесь!, можно произнести с разной интонацией, выразив этим свое отношение к собеседнику - уважение или, напротив, неуважение). (Вспомним старую пословицу, отражающую это свойство интонации: «То же слово, да не так бы молвить!»)

Воспитатель, работая над совершенствованием собственной культуры речи, прежде всего должен позаботиться о синонимическом богатстве ее компонентов - лексики, грамматики, фонетики. Он должен уяснить, для чего существует в языке такое множество лексических дублей, какие смысловые и эмоциональные оттенки их отличают, когда уместно пользоваться ими в собственной речи. Нужно развить в себе потребность постоянно обращаться к словарям. Воспитатель, старающийся повысить культуру речи, должен помнить о выразительны средствах морфологии - аффиксах-синонимах, а также использовать в своей речи все богатство синонимов-флексий, синонимов-предлогов, синонимов-союзов, синонимов - конструкций простых и сложных предложений. Знание синонимии родного языка не только поможет будущему педагогу улучшить собственную речь, но и позволит использовать ее как эффективный прием обучения: если ребенок не понимает какого-то слова или какой-то грамматической формы, достаточно бывает (конечно, в средней и старшей группах) предложить соответствующий  синоним, чтобы он все понял.

Воспитатель должен быть достаточно натренирован в правильной артикуляции звуков речи и их сочетаний, обладать четкой дикцией, уметь модулировать своим голосом просодемы (силу голоса, высоту тона, темп речи, тембр голоса) для выражения различных чувств: радости, горя, страха, торжества, досады, одобрения, гнева, ласки и т.д. Это даст ему умение легко схватывать стиль произношения связной речи, будь то книжный или разговорный стиль.

Важность совершенствования произносительной культуры речи будущего воспитателя обусловлена тем, что детям звуковая культура речи может быть привита только прямым путем, в процессе непосредственного общения, поскольку они обучаются произношению, только имитируя речь взрослых говорящих, в первую очередь речь воспитателя.

Воспитатель должен быть приобщен и к высшей произносительной культуре родной речи, т.е. иметь навыки выразительного художественного чтения и рассказывания.

Категория: Странички логопеда | Добавил: ласточка (09.05.2016)
Просмотров: 145 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]