Пятница, 19.04.2024, 20:24
Приветствую Вас, Гость
Главная » Статьи » Статьи » Странички логопеда

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач, как метод обучение речевому творчеству

ТРИЗ — теория решения изобретательских задач; автор ТРИЗ — отечественный изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

  1. «Хорошо-плохо». Цель: систематизировать знания о явлениях природы, учить выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

(Дождь - это хорошо или плохо? Болеть – это хорошо или плохо?) А я очень дождь люблю!

Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть!

Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистым становится!

Нет, это солнышко хорошее, а не дождь.

Нет, солнышко плохое! Когда жарко, голова болит и хочется пить, все цветы завянут...

А нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть...

  1. «Кто кем был?» или «Кто кем будет?» (Можно использовать мяч.)

Цель: активизировать и расширять словарь, учить называть прошлое и будущее, закреплять падежные окончания, развивать логическое мышление.

(Лошадь - жеребёнком, дуб - жёлудем, хлеб - мукой. Яйцо - цыплёнком, черепахой, крокодилом, яичницей и т.д.)

  1. Игра «Кто (что) это такое может быть?»

Цель: активизировать и расширять словарь детей, учить обосновывать два противоположных значений предмета.

Что может быть одновременно горячим и холодным (утюг, чайник, плита), лёгким и тяжёлым (снег, перо, птица), острым и тупым (нож, ножницы, носы)

  1. «Проверка памяти»

Цель: активизировать словарный запас, развивать фразовую речь, зрительную память, наблюдательность.

Дети определённое время смотрят на куклу (или любой другой предмет) и запоминают его в деталях. Вопросы:

  • Какие волосы у куклы?

  • Что у неё на голове?

  • Что у куклы в руках?

  • Чём украшена сумка? н т.д.

  1. «Волшебный мешочек»

Цель: активизировать и расширять словарь, развивать фразовую речь, тактильную память, воображение.

Ребёнок достаёт игрушки из двух мешочков, узнавая предметы на ощупь. Затем составляет предложение с этими словами. (Хобот у слона похож на молоток.)

  1. «Путаница»

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и заменять его другим. Рычит лохматый слон, (пёс) Дверь открываю вилкой, (ключом)

  1. «Составь и раскрась предложение»

Цель: обогащать словарь детей прилагательными, развивать фразовую речь.

Называются два существительных, нужно составить с ними предложение и «раскрасить»

прилагательными. (Дом - улица, мальчик - жираф, девочка - колдун и т.д.)

  1. «Кто? Что делает? С кем (чем)? Где?» Цель: учить по условной схеме составлять смешные истории. ( Стул танцует с лягушкой в самолёте.)

  1. «Чудесные вещи»

Цель: обогащать словарь детей разными частями речи, развивать фразовую и связную речь, системность мышления.

Дети изобретают чудесный автомобиль, непохожий на другие автомобили.

  • Выбирают, из какого материала он будет сделан.

  • Как он будет двигаться.

  • Какие он будет издавать звуки.

  • Как будет пахнуть.

(Предлагается несколько вариантов для выбора.)

  1. «ДА-НЕТки» Цель: актуализация словаря, развитие логического мышления, долговременной памяти, фразовой речи (умение задавать вопросы).

Дети или один ребёнок задают вопросы, на которые можно ответить: да или нет. Можно использовать перевёрнутую картинку или шапочку с изображением предмета, н-р: белка. Вопросы: Это можно есть? Это игрушка? Это животное? Это дикое животное? и т. д.

  1. «Четвёртый лишний» Цель: развитие логического мышления и фразовой речи, активизация словаря. Задания постепенно усложняются:

  • домашние животные - цветок; дикие животные - ягода ; домашние животные - домашние птицы; домашние животные - дикие животные; фрукты - овощ; дикие животные серого и рыжего цвета; лиственные деревья - хвойное дерево

  1. «Наоборот» Цель: развитие, логического мышления, языкового чутья; обогащение и активизация словаря. Антонимы можно подбирать, включая все части речи: существительные (великан — карлик); прилагательные (чашка полная - пустая); глаголы (девочка идёт - стоит); предлоги (самолёт летит над облаком - под облаком);

  2. Противоречия в предметах. Цель: систематизировать навыки классификации предметов по внешним признакам, а также знания о свойствах предметов.

Дидактическая игра «Магазин».

Только это магазин будет не простой, а сказочный. И покупателями в нем будут сказочные герои, а я буду продавцом.

В своем магазине я хочу продавать товары и только хорошим сказочным героям, а плохим — не хочу.

Сюжет игры основан на том, что один и тот же предмет («товар») вначале предлагается «плохому» герою с указанием отрицательных сторон предмета, а затем положительному герою рассказывается о положительных сторонах.

Вариант игры.

В магазин входит Бармалей: - Я хочу купить краски.

-Зачем тебе краски, они плохие! Ты ими испачкаться можешь!

Затем входит Золушка.

-Золушка, купи краски! Смотри, какие они хорошие, разноцветные, яркие. Ты ими любую картину нарисовать сможешь!

14 «Соседи» Цель: развитие логического мышления и фразовой речи. Устанавливается любая логическая связь с соседними предметами: трактор - машина (транспорт); машина - кастрюля (красные); чайник - торт (всё это необходимо к чаепитию) и т.д..

15. «Логический поезд» Цель: развитие логического мышления и фразовой речи.

Устанавливается любая логическая связь между двумя предметами из двух соседних вагонов:

роза - ёжик (колючие);

ёжик - лиса (дикие животные);

лиса - морковка (оранжевые) и т.д..

Категория: Странички логопеда | Добавил: ласточка (02.12.2013)
Просмотров: 1486 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]