Главная » Статьи » Статьи » Странички логопеда |
ТРИЗ — теория решения изобретательских задач; автор ТРИЗ — отечественный изобретатель Г. С. Альтшуллер. С появлением ТРИЗ стало возможным массовое обучение технологии творчества. В процессе овладения инструментами теории не только приобретаются навыки решения творческих задач, но и начинают формироваться черты творческой личности. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой — поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
(Дождь - это хорошо или плохо? Болеть – это хорошо или плохо?) А я очень дождь люблю! Но ведь дождь плохой, ты можешь заболеть! Нет, дождь хороший, можно по лужам бегать, он цветочки поливает, от него все чистым становится! Нет, это солнышко хорошее, а не дождь. Нет, солнышко плохое! Когда жарко, голова болит и хочется пить, все цветы завянут... А нашим ребятам солнышко, наоборот, нравится. Когда солнечно, у людей хорошее настроение, хочется радоваться и играть...
Цель: активизировать и расширять словарь, учить называть прошлое и будущее, закреплять падежные окончания, развивать логическое мышление. (Лошадь - жеребёнком, дуб - жёлудем, хлеб - мукой. Яйцо - цыплёнком, черепахой, крокодилом, яичницей и т.д.)
Цель: активизировать и расширять словарь детей, учить обосновывать два противоположных значений предмета. Что может быть одновременно горячим и холодным (утюг, чайник, плита), лёгким и тяжёлым (снег, перо, птица), острым и тупым (нож, ножницы, носы)
Цель: активизировать словарный запас, развивать фразовую речь, зрительную память, наблюдательность Дети определённое время смотрят на куклу (или любой другой предмет) и запоминают его в деталях. Вопросы:
Цель: активизировать и расширять словарь, развивать фразовую речь, тактильную память, воображение. Ребёнок достаёт игрушки из двух мешочков, узнавая предметы на ощупь. Затем составляет предложение с этими словами. (Хобот у слона похож на молоток.)
Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и заменять его другим. Рычит лохматый слон, (пёс) Дверь открываю вилкой, (ключом)
Цель: обогащать словарь детей прилагательными, развивать фразовую речь. Называются два существительных, нужно составить с ними предложение и «раскрасить» прилагательными. (Дом - улица, мальчик - жираф, девочка - колдун и т.д.)
Цель: обогащать словарь детей разными частями речи, развивать фразовую и связную речь, системность мышления. Дети изобретают чудесный автомобиль, непохожий на другие автомобили.
(Предлагается несколько вариантов для выбора.)
Дети или один ребёнок задают вопросы, на которые можно ответить: да или нет. Можно использовать перевёрнутую картинку или шапочку с изображением предмета, н-р: белка. Вопросы: Это можно есть? Это игрушка? Это животное? Это дикое животное? и т. д.
Дидактическая игра «Магазин». Только это магазин будет не простой, а сказочный. И покупателями в нем будут сказочные герои, а я буду продавцом. В своем магазине я хочу продавать товары и только хорошим сказочным героям, а плохим — не хочу. Сюжет игры основан на том, что один и тот же предмет («товар») вначале предлагается «плохому» герою с указанием отрицательных сторон предмета, а затем положительному герою рассказывается о положительных сторонах. Вариант игры. В магазин входит Бармалей: - Я хочу купить краски. -Зачем тебе краски, они плохие! Ты ими испачкаться можешь! Затем входит Золушка. -Золушка, купи краски! Смотри, какие они хорошие, разноцветные, яркие. Ты ими любую картину нарисовать сможешь! 14 «Соседи» Цель: развитие логического мышления и фразовой речи. Устанавливается любая логическая связь с соседними предметами: трактор - машина (транспорт); машина - кастрюля (красные); чайник - торт (всё это необходимо к чаепитию) и т.д.. 15. «Логический поезд» Цель: развитие логического мышления и фразовой речи. Устанавливается любая логическая связь между двумя предметами из двух соседних вагонов: роза - ёжик (колючие); ёжик - лиса (дикие животные); лиса - морковка (оранжевые) и т.д.. | |
Просмотров: 1486 | |
Всего комментариев: 0 | |